Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Навигация
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
   VK   

фото Светлана

Красильникова Светлана Юрьевна,

директор МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды , педагог-наставник

Образование: высшее.

Педагогический стаж:34 года

Квалификационная категория: высшая.

Считает, что главная задача педагога-наставника помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения

Решение задач профессионального становления молодого специалиста в педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества (в современной педагогике так же используется термин «тьюторство») в рамках образовательного учреждения, которая способствует быстрой и эффективной передаче социального и профессионального опыта.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

Несмотря на то, что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно, тем не менее, педагогическое сообщество остро нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в образовательных учреждениях. Это могут быть методические рекомендации для решения конкретных профессиональных

задач (инструкции, шаблоны отчетов, планов, конспектов, технологических карт и др.)

Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети и скайп. Обеспечить такой вид наставничества непросто, но возможно.

Молодые специалисты нуждаются в общении на профессиональные темы. Порой это общение-диалог, беседа, а не нотация. Глубоко убеждена в том, что если не «подхватить» молодого педагога сразу, то после первых недель душевного подъема наступит апатия, возникнет чувство беспомощности, появятся сомнения в профессиональной и личностной компетентности.

Сопровождение молодого педагога я начинаю с диагностики его потребностей в обучении, выявления пожеланий относительно организации и содержания обучения, изучения уровня его методической, педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий.

Первые дни самостоятельной работы самые трудные, волнительные, но при этом и самые радостные для педагога, ведь у него появляется возможность проявить себя. В этот момент очень важно не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями, достаточно просто быть рядом и проявить внимание к его эмоциональному состоянию, интересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями. С самого первого дня нужно сориентировать педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания.

Выработалась стратегия адресного подхода к молодым педагогам, учитывающая их личностные качества, склонности и интересы, уровень образования и профессиональной подготовки. По сути, в каждом конкретном случае это некий общий алгоритм и вытекающий из него индивидуальный план сопровождения.

Составленный алгоритм наставничества определяет этапы работы и необходимые шаги для решения задачи профессионального становления молодого педагога. Данный алгоритм может служить основой для составления индивидуального плана становления и саморазвития педагога: он дополняется конкретными мероприятиями

Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов,

повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы), но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития) (Приложение 1).

В середине учебного года можно предложить педагогу проанализировать процесс профессиональной адаптации и вновь ответить на вопросы анкеты, составленной таким образом, чтобы учесть уже имеющийся опыт педагогической деятельности, а так же – при необходимости внести коррективы в индивидуальный план работы (Приложение 2).

В работе с молодым педагогом стремлюсь применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать решения, умение аргументированно формулировать цели, задачи, тезисы и пр.

Как видно из индивидуального плана, с самого начала своей профессиональной деятельности молодой педагог при поддержке наставника активно включается в методические мероприятия учреждения, творческие группы, принимает участие в методических объединениях.

Молодому педагогу в самом начале пути важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить успешную коммуникацию с коллегами, воспитанниками и их родителями. Помощь в этом может оказать посещение мероприятий, проводимых коллегами (например, родительских собраний).

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.

Молодой специалист как никто другой нуждается в своевременной положительной оценке своего труда, это стимулирует его, вселяет уверенность, повышает интерес к делу. В нашем коллективе опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, что пробуждает дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы.

Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностно-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в период обучения и в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. На начальном этапе, для успешной адаптации молодых педагогов нужна их целенаправленная подготовка к самостоятельной работе. Это активизация всех способностей и качеств личности, социального опыта, приобретенных в процессе обучения и индивидуального развития для достижения успеха в педагогическом труде.

Постепенно у молодого педагога складывается своя система работы, появляются собственные разработки, он внедряет в свою работу новые технологии. Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Адаптацию в профессии можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями воспитанников, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, ощущает себя успешным человеком.

В настоящее время, в условиях повышения требований к профессионализму педагога, требуется новое осмысление наставничества, восстановление и трансформация форм и методов работы наставников, изучение данного вопроса в отношении «тьюторства» за рубежом.

Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию, постижению профессии. И по этой дороге он может идти в

одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти по этому пути рука об руку с верным помощником, другом, единомышленником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом.

Я думаю, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.

Индивидуальный план становления и саморазвития молодого педагога

1. Изучение нормативных документов.

Содержание работы

Роль наставника

Использование материала молодым

педагогом

Постоянно,

в пед. деятельности

Форма подведения итогов

Собеседование

Срок исполнения

Сентябрь 2018 г.

Примечание (отметка о выполнении)

Выполнено

Основная образовательная программа

Ознакомление с документом

Нормативные документы федерального, регионального значения

Ознакомление с документом

Постоянно,

в пед. деятельности

Собеседование

В течение года

Выполнено

2. Повышение профессиональной компетентности.

Содержание работы

Роль наставника

Использование материала молодым педагогом

Форма подведения итогов

Срок исполнения

Примечание (отметка о выполнении)

Методика планирования воспитательно-образовательной деятельности

Самостоятельное составление плана совместный анализ, оценка результативности

Организация воспитательно-образовательной деятельности в группе

Готовые планы воспитательно-образовательной деятельности

В течение года

Планы воспитательно-образовательной деятельности проверяются каждые 2 недели

Методика организации воспитательно-образовательной деятельности

Самостоятельное составление плана-конспекта НОД, технологической карты

совместное составление плана-конспекта совместный анализ, оценка результативности

Организация воспитательно-образовательной деятельности в группе

НОД, режимные моменты, организация самостоятельной и совместной деятельности

В течение года

Самостоятельное изучение Посещение мероприятий, проводимых опытным педагогом Посещение и анализ мероприятий, проводимых молодым педагогом

Ведение документации группы

Консультирование по вопросам ведения документации

Анализ заполненных документов

Организация воспитательно-образовательной деятельности в группе

Журнал учета посещаемости детей, протоколы родительских собраний, консультации для родителей, оформление стендов и т.п.

В течение года по мере необходимости

1 раз в месяц

Посещение мероприятий различного уровня

Своевременное информирование о проводимых мероприятиях

Совместный анализ посещаемых мероприятий с целью повышения профессиональной компетентности

Самообразование

Повышение проф. компетентности

Итоговое анкетирование

В течение года

выполнено

Открытые показы

Помощь в подготовке и проведении мероприятий (составление плана, конспекта, технологической карты и т.п.)

Анализ проведенных мероприятий

Самообразование

Повышение профессиональной компетентности

Итоговое анкетирование

В течение года

выполнено

Свою работу как педагог-наставник с молодым учителем физической культуры Чеботаревы И.В. я осуществляла с 2018-2019 учебного года. За этот период эффективно осуществлена работа по первым двум этапам. Первый этап (адаптационный) длился первые 6 месяцев, была проведена работа по

введению в должность молодого педагога: анкетирование (выявление трудностей, проблем в работе молодого педагога), ознакомление молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе, разработан индивидуальный план развития молодого педагога на год. По истечении первого полугодия работы проанализированы результаты адаптации молодого педагога и внесены коррективы в индивидуальный план профессионального развития.

На втором этапе (второе полугодие 2018-2019 уч. года) проводилась работа по развитию профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей. Работа строилась в соответствии с индивидуальным планом развития. В конце 2018-2019 учебного года были подведены итоги данного этапа.

Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста

на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном уровнях

№ п/п

Мероприятие

Уровень

Форма

Дата

1.

педсовет

школьный

слушание

Ноябрь 2018

2.

Заседание школьного методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ

школьный

Выступление

Декабрь 2018

3.

Заседание МО классных руководителей

Школьный

Выступление

Февраль 2018

3

Заседание районного методического объединения учителей физической культуры

муниципальный

Открытый урок

Апрель 2019г.

4

Районные спортивные соревнования по футболу

муниципальный

соревнования

Май 2019

За этот период учитель показал уровень профессионального развития выше среднего.

В 2018 – 2019 учебном году - третий этап системы работы наставничества. Был направлен на развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога, включать их в проектирование своего развития, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную компетентность.

В настоящее время видна результативность работы наставника : учитель Чеботарев И.В. имеет первую квалификационную категорию, его обучающиеся занимают призовые места на районных соревнованиях по футболу, шахматам, настольному теннису.

Учитель-классный руководитель обучающихся выпускного класса, пользуется авторитетом среди обучающихся, уважением коллег и родителей.

Адаптационный тренинг «Я – успешный педагог»

Скачать  Читать  
Всероссийское совещание работников методической службы г.Москва,2022г.

Скачать  Читать  
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Скачать  Читать  
Конференция методиста Красильниковой С.Ю.

Скачать  Читать  
Методическая разработка для учителей химии, задания функциональной грамотности,2021г.

Скачать  Читать  
Методическая разработка для учителей химии по функциональной грамотности,2021г

Скачать  Читать  
Методический материал педагога наставника для учителей химии Ростовской области

Скачать  Читать  
Методическое письмо наставника Слушателям ШСУ,химия

Скачать  Читать  
Наставник ученик "Одаренные дети"

Скачать  Читать  
Наставник учителей Ростовской области,2021г

Скачать  Читать  
Нацпроект «Образование»: наставничество в школе

Скачать  Читать  
Обязанности тьютора при организации и проведении практикума ШСУ

Скачать  Читать  
Педагог-наставник-КРАСИЛЬНИКОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

Скачать  Читать  
Практическая работа Формы и методы обучения на современном учебном занятии

Скачать  Читать  
Приказ о формировании наставнических пар на 2022-2023 учебный год

Скачать  Читать  
ПРОВЕРКА ПР курса ШСУ,методист Красильникова С.Ю. 2021

Скачать  Читать  
Региональный тьютор-методист Сертификат 2021

Скачать  Читать  
Тренинг «Просто поверь в себя»

Скачать  Читать  
Тренинговое занятие.Техника публичного выступления

Скачать  Читать  
Тьютор Красильникова,Зачетная ведомость химия ШСУ 08.11.21

Скачать  Читать  
Тьютор Красильникова,зачетная ведомость ШСУ,химия 19.11.2021

Скачать  Читать  
Тьютор Красильникова. Зачетная ведомость учителей курсы ШСУ,химия

Скачать  Читать  
Тьютор Красильникова С.Ю.,зачетная ведомость ШСУ,химия Прохоров С.И.

Скачать  Читать  
ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Скачать  Читать  
ПОЛОЖЕНИЕ О целевой модели наставничества в МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды

Скачать  Читать  
Яндекс.Метрика