Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Овладение универсальными учебными действиями (УУД) – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и физической культуры. Так как основная черта УУД – их метапредметность,следовательно ихсформированность – результат работы педагогов по всем предметам.Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование,выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.
Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как учителя, так и обучающихся.
С 2016-2017 учебного года я начал вести уроки по ФГОС в начальной школе и 6-8 классах
В своей практике на уроках физической культуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне игры – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.
Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается.Во время проведения уроков наблюдаю, отслеживаю формирования учебной деятельности. Учащихся по предмету «Физическая культура» выполняют задания, рисуют комплексы упражнений утренней зарядки, ведут дневник самонаблюдения. Стараюсь поддерживать связь с родителями, даю рекомендации по здоровому образу жизни и двигательному режиму ребенка, рекомендую выбор спортивной секции.
На уроках отслеживаю формирование УУД методом наблюдения за учащимися.
Программа наблюдения
- Включение школьников в работу в начале урока.
- Активность при проведении устного опроса и ведения тетради по предмету.
- Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
- Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
- Деятельность учеников при работе в группах.
- Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
- Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
- Умение ставить цель и делать выводы.
- Умение давать самооценку своей деятельности на уроке.
При оценке УУД применяю диагностическую карту (Приложение 1). Результаты мониторинга смотри таблицу 1.
Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися
Таблица 1
Метапредметные умения и личностные качества
|
Уровни
|
3 класс
за 2017-2018 учебный год
|
4класс
За 1 полугодие 2018-2019 учебный год
|
Начало уч. года %
|
Конец уч. года %
|
Начало уч. года %
|
Конец учебного года %
|
Познавательные
УУД
|
высокий
|
40
|
42
|
40
|
41
|
средний
|
50
|
50
|
50
|
52
|
низкий
|
10
|
8
|
10
|
8
|
Регулятивные
УУД
|
высокий
|
15
|
20
|
20
|
20
|
средний
|
65
|
68
|
66
|
68
|
низкий
|
20
|
12
|
14
|
12
|
Коммуникативные
УУД
|
высокий
|
64
|
68
|
65
|
67
|
средний
|
32
|
30
|
30
|
31
|
низкий
|
4
|
2
|
5
|
2
|
Личностные
качества
|
высокий
|
3
|
3
|
3
|
4
|
выше
среднего
|
46
|
47
|
47
|
46
|
средний
|
48
|
48
|
48
|
48
|
низкий
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше выполнять задания уроков, демонстрировать уровень физической подготовленности, более грамотно отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, самостоятельно занимаются вне школы по совершенствованию физических кондиций, не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, умеют работать в паре, в группе, умеют видеть ошибки у одноклассников и помогают исправлять их показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.
2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.
3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // Физическая культура в школе. - 2015. - № 2-3.
Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД
у учащихся 3 класса по предмету физическая культура за 2017-2018 уч.год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
ФИО учащегося
|
Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата
|
Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим
|
Готовность самостоятельно контролировать самочувствие и нагрузку
|
понимание собственных действий и коррекция их для достижения желаемого рез.
|
Способен поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени
|
|
|
Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке
|
Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья
|
Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека
|
Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет
|
Любознательность
|
Взаимоотношение со сверстниками и педагогом
|
Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение функций в совместной деятельности
|
Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде
|
Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты
|
Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый
|
Амева М.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
БалагаевС.
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Гасангусейнов А.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
ДорошенкоК
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Дю Р.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Ильинова А
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
|
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
ЛоминогаЕ.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Мальцева Д.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Нароушвили
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
|
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Новикова М
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Оганнисян Р
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Порядочная
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
РедькоС
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
ТакаландзеД
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
ТараненкоМ
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
|
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Хрипченко Э
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
ШальновА
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
|
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Уровень учебной мотивации: на начало года с высоким уровнем-67 %, на конец года с высоким уровнем – 70%.
Коммуникабельность и воспитанность: на начало года с высоким уровнем-71 %, на конец года с высоким уровнем-81% .
Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД
у учащихся 4 класса по предмету физическая культура за 2018-2019 уч.год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
ФИО учащегося
|
Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата
|
Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим
|
Готовность самостоятельно контролировать самочувствие и нагрузку
|
понимание собственных действий и коррекция их для достижения желаемого рез.
|
Способен поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени
|
|
|
Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке
|
Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья
|
Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека
|
Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет
|
Любознательность
|
Взаимоотношение со сверстниками и педагогом
|
Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение функций в совместной деятельности
|
Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде
|
Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты
|
Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый
|
Амева М.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
БалагаевС.
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Гасангусейнов А.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
ДорошенкоК
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Дю Р.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Ильинова А
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
|
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
ЛоминогаЕ.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Мальцева Д.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Нароушвили
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
|
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Новикова М
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Оганнисян Р
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Порядочная
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
РедькоС
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
ТакаландзеД
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
ТараненкоМ
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
|
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Хрипченко Э
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
ШальновА
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
|
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Уровень учебной мотивации: на начало года с высоким уровнем-70 %, на конец года с высоким уровнем – 75%.
Коммуникабельность и воспитанность: на начало года с высоким уровнем-81 %, на конец года с высоким уровнем-85%.
Диагностика личностных УУД учащихся 7 класса за 2017-2018 учебный год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень, 1- средний, 0- низкий
ФИ ученика
|
Самоопределение
|
Смыслообразование
|
Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России.
|
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
|
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
|
Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни (отзывчивость, понимание, сопереживание)
|
Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки
|
Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни
|
Кожушков А.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
Лепешкин Ю.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Пилипушко И.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Эфендиева М.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
Диагностика личностных УУД учащихся 8 класса за 2018-2019 учебный год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень, 1- средний, 0- низкий
ФИ ученика
|
Самоопределение
|
Смыслообразование
|
Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России.
|
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
|
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
|
Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни (отзывчивость, понимание, сопереживание)
|
Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки
|
Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни
|
Кожушков А.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Лепешкин Ю.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Пилипушко И.
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Эфендиева М.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|